Уже не раз сталкиваюсь с христианами, которые не признают пост и не практикуют его в своей жизни и служении. Некоторые из них основываются на стихах о посте из Ветхого Завета («Таков ли тот пост, который Я избрал» Ис. 58:5-7), или на словах Христа в Евангелиях («могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Мф. 9:15), другие, на учении о благодати и свободе во Христе. Что такое пост угодный Богу? Нужно ли христианину поститься?

Христос — наш учитель! Мы призваны уподобляться Иисусу с каждым днём всё более и более, беря с Него пример, и во всём поступая, как Он, утверждая вечные ценности Иисуса Христа и в обыденной жизни и служении (2 Кор. 3:18).

С чего Иисус начал своё служение? Учитель, который имеет видение, задаёт тон, вдохновляет и ведёт за собой, показывает самый праведный и прямой путь в Царство Небесное, начинает его не с чего-либо, а с сорокадневного поста.

Наступило время, когда Христос приступает к активному служению для выполнения завершения своей земной жизни, и порученной миссии. Он крестится от Иоанна в Иордане (Мф. 3:13; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22) и уходит в пустыню, где сорок дней постится (Мф. 4:1-2; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13). В конце поста Иисус испытывает сильнейшие искушения от диавола («напоследок взалкал» — Мф. 4:2), и утверждает словом Божьим, отвергая все предложения диавола, победу духа над плотью. Только после этого Иисус начинает проповедовать Евангелие и учить в синагогах (Мф. 4:17; Мк. 1:14; Лк. 4:15). Чуть позже при разговоре с женщиной самарянкой у колодца Он, на просьбу учеников поесть, говорит, что «у Меня есть пища, которой вы не знаете», и раскрывает им тайну: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан. 4:32,34).

Именно победа духа над плотью открыла для Иисуса доступ к неиссякаемому источнику духовной пищи, что позволило ясно понимать в каждом Своём шаге волю Божью и давало силы для её исполнения. Смиряя и порабощая свою плоть, мы освобождаемся от её бремени, и становимся свободными и способными слышать Бога, и быть готовыми исполнять Его волю.

В Нагорной проповеди Иисус утверждает не показной пост для людей, а пост для Господа, в смирении пред Богом и в радости предвкушения встречи с Ним. Искренность, скромность и простота в посте нужны для близкого общения с Богом, поэтому Иисус учит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18).

Христос назвал пост, как обязательное условие победы над некоторыми особо сильными бесами («сей же род изгоняется только молитвою и постом» — Мф. 17:21).

Ученики Иоанна Крестителя и фарисеи, никак не могли понять, почему ученики Христа не постились. Отношение Иисуса к посту, Его учение о посте было ясным и доступным. Иисус сам постился, учил этому других, но Его ученики по какой-то причине не постились. Это вызывало в умах людей множество противоречивых суждений и вопросов к Иисусу («Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» — Мф. 9:14; Мк. 2:18; Лк. 5:33). Христос, отвечая на вопросы учеников Иоанна Крестителя и фарисеев, не говорит, что Его ученики отвергают пост, и что пост им не нужен. Он говорит о том, что время их поста впереди, когда возникнет для этого веская и безвременная причина. Христос не отрицает поста, а утверждает, что пост в жизни Его учеников будет обязательно, но после определённых событий в будущем.

Иисус, пророчествуя о своей смерти, отвечает ученикам Иоанновым: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15; Мк. 2:19-20; Лк. 5:34-35). Пост, вообще – то, выражает желание приблизиться к Богу, отказавшись от жизненно важных вопросов и потребностей. При Иисусе Христе пост учеников терял всякий смысл, потому что Сам Господь был с ними, но когда он ушёл на Голгофу, пост обрёл новое значение и прежнюю силу. Пророчества Христа о женихе, который уйдёт, и в результате его дружки, начнут поститься, сбылось. Христа не стало, и пост стал необходим, потому что не было больше Того, Кто каждый день решал все жизненно важные вопросы, Кто всю ответственность брал на себя, Кто направлял каждый шаг учеников в правильном направлении. В такой ситуации пост стал жизненно необходим, чтобы обновить отношения с Богом (Деян. 2).

Для первых христиан, пост был не только привычным делом, но и обязательным условием перед принятием важных решений. Показателен в этом отношении пример призвания Варнавы и Павла на миссионерское служение среди язычников: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:1-3). Павел учит, что пост помогает порабощать тело, чтобы успешно благовествовать и участвовать в спасении людей, и в тоже время самому оставаться в чистоте: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (2 Кор.9:27).

Пост меняет человека, и его отношение к Господу и людям меняется. Без изменения человека, его внутренней сути и поведения, пост и молитва становятся напрасными: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Имея свободу во Христе, Павел свидетельствует о своей жизни и месте и роли страданий в ней, и упоминает пост, как неотъемлемую составляющую его жизни: «под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2 Кор.6:5); «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор.11:27).

Пост и молитва являются служением пред Богом все 24 часа в сутки, и могут быть назначены для любой благородной и праведной цели. Они не упоминаются раздельно. Поэтому лечебное голодание, или совмещение поста с ним, ничего не имеют общего с тем постом, которому учит Христос и апостолы: «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37); «Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде» (Деян. 10:30).

Пост являлся неотъемлемой частью посвящения верующих на служение Богу: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23). Пост совершался во всех критических ситуациях. Он укрепляет веру человека, как он укрепил пассажиров тонущего корабля, когда на нём Павла везли в Рим: «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал» (Деян. 27:9), «Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего (Деян. 27:33).

Поэтому пост для современных христиан стал неотъемлемой частью их жизни и служения Богу, как и пост для иудеев. Но в отличие от них, христиане более глубоко стали понимать значение поста, и его суть, и правильно использовать для проповеди Евангелия. Павел даже даёт рекомендации, как его проводить людям состоящим в браке, и советует, чтобы во время поста, они воздерживались друг от друга: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1Кор. 7:5-6). Рекомендация апостола Павла о том, что пост и молитва нуждаются в постоянной практике (упражнении), в которой мы должны стремиться возрастать, насущны и сейчас для каждого христианина (1 Кор. 7:5; 9:23-27).

Пост есть концентрация на Боге. Когда всё в человеке направленно на познание Господа. Именно, когда Христос, Корнилий и Пётр были в посте, и хотели есть, им открывался духовный мир: диавол атаковал Христа, чтобы искусить Его (Мф. 4:3; Мк. 1:13; Лк. 4:2), и Бог давал чрезвычайные откровения Корнилию и Петру для проповеди Евангелия язычникам (Деян. 10:1-16, 30). Поэтому пост является явным и могущественным оружием человека, против духов злобы. Да, мы сыны Божии и свободны, свободны от многого, но не от любви к Богу.

Пост – это наше выражение любви к Господу, когда мы явно на деле показываем, на что мы готовы пойти для Него ради нашей с Ним близости, чтобы услышать и поспешить исполнить Его волю.

Александр Сахаров,
Епископ Краснодарской краевой Епархии Евангельских Христиан,
пастор церкви «Благовест», г. Крымск