Проблема единства, вернее его отсутствия, в церкви существовала всегда. За многие столетия было придумано много технических решений этого вопроса. Общество пытались объединить с помощью религиозных ритуалов, церемоний и праздников. Помогали в вопросах объединения также место встречи, одинаковая одежда, постановка одной цели и т.д. Все это может и должно помогать и сегодня, но обратить внимание я желаю на молодежную церковную культуру, разделив ее на две составляющие: мировоззрение и ценности.

Молодые люди часто недооценивают роль мировоззрения в вопросе межличностных взаимоотношений. Они не обращают внимания на то, под каким углом человек смотрит на мир. Предположим, молодой парень-христианин искренне не понимает, почему ему противопоказано строить близкие взаимоотношения с неверующей девушкой. Он не видит никаких проблем, ведь между ними устанавливается взаимопонимание. Но не все так просто. Либо между ними выстраивается неискренняя связь, либо он не состоялся как христианин и полностью разделяет взгляд на мир своей подруги. Это только пример, который иллюстрирует роль мировоззрения в межличностных взаимоотношениях. Самым главным в этом вопросе является признание того, что этот мир был сотворен Богом. Согласие с этим или отрицание может расколоть общество на две части.

Верующий человек знает, что у этого мира есть Творец, у которого есть представление, как это творение должно существовать. Речь идет о законах, заложенных Богом в основание жизни на земле. Мы можем определить их самостоятельно, просто внимательно наблюдая за природой, историей народов и людей. Более того, этот Творец открыл Свои законы в Священном Писании. Таким образом, у верующего человека появляется критерий оценки, некий абсолют, который не может разделить человек, не верующий в Творца. Поэтому, когда вы можете какое-то время иметь общие дела в бизнесе с человеком без нравственных абсолютов, а потом в какой-то момент рассказать ему о границах, дальше которых вы не намерены идти (взять, к примеру, налоги или использование неэтичных/греховных методов удаления конкурентов), ваш партнер просто искренне с вами не согласится, и вашему совместному делу придет конец. Причиной подобного разделения является разность мировоззрения.

От того, каким видит этот мир человек, зависит, каких ценностей он в своей жизни будет придерживаться. Ценности человека определяют то, как он будет одеваться, распоряжаться вверенными ему ресурсами (временем и деньгами), относиться к материальным ценностям, к людям. Ценности также являются объединяющим или разделяющим фактором. Люди верующие могут придерживаться разных ценностей. К примеру, для одного христианина первостепенной ценностью может быть самоотверженное служение в церкви Богу, для другого церковное служение также может быть ценностью, но не первостепенной. Он считает, что должен много работать на благо этого общества (врачом, учителем, политиком или бизнесменом). Оставшееся время он готов посвятить церкви. Будут ли вместе люди, придерживающиеся разных ценностей, зависит от их зрелости. Здесь стоит упомянуть, что Иисус имел разного рода учеников и не всех призывал к тому, чтобы они оставили дома и семьи.

Теперь вернемся к проблеме единства в церковной молодежи. В работе с молодежью необходимо делать упор на признании авторитета Бога и пытаться прививать молодым людям общие ценности. Важно, чтобы этим занимались зрелые служители, которые не только признают, но и всей своей жизнью исповедуют верховенство Иисуса Христа. Также они должны уметь отличать главное от второстепенного, для того чтобы быть мудрыми в оценке ценностей других, а также в определении тех ценностей, которые в обязательном порядке должны быть в их молодежной среде.

Кроме всего этого я посоветовал бы обращать внимание на постановку и достижение общих целей молодежной группы. Общая цель может объединить людей с разными ценностями, помогает лучше понять друг друга. Важно учить истине, чтобы в главных вопросах все молодые люди были едины (к примеру, что называть грехом). Нужно искать возможность для проведения различных совместных мероприятий, где первостепенные ценности будут восприниматься молодежью через учение и творчество. Практические семинары могут помочь молодым людям правильно относиться и распоряжаться материальными ресурсами. Постоянная мыслительная деятельность лидеров молодежи должна способствовать определению греховных тенденций современной культуры и отделению того, что молодежь не должна воспринимать, а что поможет ей иметь конструктивный диалог со своими современниками.

Евгений Князев,
проректор КЕХУ по связям с общественностью